Как вести себя с инвестором (правила поведения)
Развитие бизнеса на определенном этапе требует финансовых вложений. Бизнес-план составлен, презентация подготовлена, найден потенциальный инвестор. Главная задача на этом этапе сейчас – произвести впечатление надежного и грамотного партнера и получить заветный контракт.
Конечно, с каждым инвестором необходимо выстраивать отношения исходя из особенностей бизнеса. Но существует несколько универсальных правил, которые помогут значительно увеличить шансы на подписание выгодного контракта и привлечение инвестора для продвижения проекта.
Правило 1: не стоит торопиться
Не всегда привлечение инвестора эффективно на стадии разработки бизнес-плана. Имеет смысл начать работу, достигнуть результатов и только после этого презентовать проект для получения крупных финансовых вливаний.
Хорошие показатели в отчетности скажут о бизнесе гораздо больше, чем рассказ о планах работы. Не всегда стоит начинать диалог с поиска большой суммы. Возможно, на первом этапе хватит небольших вливаний.
В той ситуации, когда деньги понадобились срочно, важно грамотно обосновать свою позицию. Например, речь может идти о покупки товара для продажи перед началом высокого сезона или для открытия новой торговой точки. А закупка товара, материала или оборудования в конкретный момент позволит получить более выгодные условия с поставщиками, а значит, увеличить прибыль.
Чем больше у инвестора будет обоснований необходимости вложения конкретной суммы, тем больше шансы на победу.
Правило 2: сразу искать запасные варианты
Не стоит надеяться, что работа с одним инвестором проще, чем с несколькими. Если инвестор предлагает только часть от нужной суммы, не стоит отказываться. Возможно, найти партнера на новых условиях будет значительно проще.
Если инвестор видит, что он не единственный, кто вкладывает средства в развитие проекта, он поймет, что предпринимателю доверяет кто-то еще.
Правило 3: не стоит блефовать с потенциальным инвестором
В данном случае не рекомендуется перехваливать свой проект или намекать на то, что уже есть очередь из других инвесторов, готовых вложиться в раскрутку дела. Во-первых, не стоит торопить человека, от которого зависит успех развития бизнеса. Во-вторых, он может задать резонный вопрос о необходимости привлечения новых инвесторов фирму, где все и так складывается отлично.
При упоминании контактов с другими представителями бизнеса всегда нужно отдавать себе отчет в том, что эти люди могут быть между собой знакомы. И вероятнее всего они созвонятся или встретятся для обсуждения деталей проекта.
Правило 4: упоминание известных брендов только в том случае, если с ними ведется работа
Конечно, упоминание о партнерском соглашении с известной компанией может придать вес бизнесу в глазах потенциального инвестора. Однако, просто слов не всегда бывает достаточно. Нужно быть готовым предоставить доказательства, продемонстрировать успешные кейсы.
Если же договоренностей нет, а спустя время права откроется, это может очень негативно сказаться на репутации бизнеса.
Правило 5: не нужно преувеличивать свой потенциал
Ни одна компания в мире не может похвастаться стопроцентной компетенцией каждого сотрудника. Опыт каждого человека, от которого зависит развитие бизнеса, придется демонстрировать инвестору на протяжении длительного срока.
Есть определенный тип инвесторов, которые хотят видеть четкую и ясную картину относительно каждого сотрудника в фирме. Не исключено, что они запросят информацию о трудовом стаже каждого из них и на этом основании сделают какие-то выводы.
Правило 6: нужно реально оценивать свои силы
В общении с инвестором не стоит делать акцент только на предварительных прогнозах, особенно, если они не подкреплены подробными расчетами и несколькими стратегиями развития.
Важно понимать, что инвестор будет выбирать между несколькими проектами.
Правило 7: не стоит акцентировать внимание на данных исследований маркетинговых агентств
Как правило, эта информация отражает особенности развития в конкретной сфере. Показатели постоянно меняются. Вкладывать деньги в проект только по той причине, что он относится к определенной нише, нецелесообразно.
Маркетинговые исследования можно использовать только в том ключе, чтобы обозначить развитие своей компании. Важно проанализировать деятельность конкурентов, представить план по развитию фирмы на рынке.
Правило 8: только уважительное отношение к конкурентам
При общении с инвестором важно придерживаться делового этикета. Не стоит принижать заслуги конкурентов, даже если их оборот значительно ниже. Во-первых, ситуация может измениться в любой момент. Компания может заниматься разработкой новой линейки продуктов или проводить исследования. Во-вторых, лучше обозначить свои сильные стороны, а не делать акцент на недостатках конкурентов.
Только если существуют реальные доказательства превосходства над конкурентами, можно о них упомянуть. Но ни в коем случае нельзя выходить за рамки делового этикета.
Правило 9: аккуратно с уникальностью
Многие молодые предприниматели стремятся показать, что они единственные на рынке, выпускающие продукт или оказывающие услугу. Видимое отсутствие конкурентов не всегда означает, что их реально нет. Возможно подобный проект вот вот выйдет на рынок или успешно функционирует в другом регионе.
Еще одна опасность уникального проекта – отсутствие клиентов, которые могут им заинтересоваться. Это может отпугнуть потенциального инвестора.
Правило 10: поставить себя на место инвестора
Инвестор рискует в первую очередь собственными сбережениями. Ему важно понимать, что он вкладывает деньги в выгодный проект, который принесет ему доход.
Проект должен быть составлен таким образом, чтобы осталось как можно меньше вопросов о его перспективах.
Соблюдение деловой этики позволит провести переговоры успешно и подписать выгодный контракт.
Другие статьи
Вам понравилась статья?